Пока одни борются за физическое здоровье детей, другие переживают об их психологическом состоянии. Избыточной нагрузкой на школьников обеспокоились в Улан-Удэ. По мнению некоторых, контрольных работ и домашнего задания многовато. Как исправить ситуацию?
Родители думают, что ребенок не должен тратить все свое время на подготовку к школе, тем более свое время на подготовку к урокам не должны тратить его родители. Учеба должна оставаться в школе, а дома ребенок должен расти и не страдать над домашкой.
Ксения Павлова, участник круглого стола: Я не знаю, как объяснять, и у меня не всегда хватает на это терпения, я думаю, что мы все люди. А здесь важно, что это делает специально обученный человек, учитель, тьютор. И у нас уже получается дома итог, то есть мы понимаем, что ребенок умеет читать, писать, сложение, вычитание и все остальное.
С другой стороны, человек потому и разумный, что ум держит в постоянном напряжении. И если голова ребенка не будет забита домашней работой, то о чем он будет думать?
Игорь Бадиев, руководитель центра практической психологии: Знаете, как говорится, свободный ум - ловушка для дьявола. Поэтому, на самом деле, это очень плохо, когда домашку задаем для того, чтобы ребенок не бездельничал. Потому что мы тем самым формируем негативное отношение к учению как таковому. То есть скучное, однообразное домашнее задание, которое выполняется механически, оно же и формирует соответствующее отношение к учебе.
По мнению психологов, домашняя работа - одна из причин, по которой дети могут не хотеть учиться. Занятия должны быть, как минимум, интересными, а подходы к детям, по возможности, индивидуальными.
Александра Кузьмина, участник круглого стола: Нужен особенный подход к ребенку, потому что у меня ребенок такой спокойный, скромный. Потому что я, например, могла справиться с любой ситуацией, не все дети такие. У всех разный темперамент, к каждому ребенку нужен особенный подход. И мне интересно, как это происходит в каких-то других, альтернативных образовательных учреждениях. Интересно.
Отдельные школы при выборе системы обучения советуются с родителями. Это распространенная практика. Тогда ребенок может больше и лучше и времени на отдых в семье ему тоже будет хватать. Другое дело, где взять столько педагогов, способных учить индивидуально.
Никита Шапкин, преподаватель первого класса: Наша задача здесь - построить вот эти связи. То есть чтобы мы могли действительно дальше эффективнее, лучше выстраивать работу, выстраивать взаимодействие и делать больше.
Решения, принятые на круглом столе, станут основой для научных исследований, а уже их результаты будут доступны педагогическому сообществу. И тогда уже каждый учитель сможет выбрать, будут дети зубрить его предмет или понимать.