Незабытый герой Виктора Яшина предлагали называть «бывшим героем», а мемориальную доску на доме в микрорайоне Загорск , где он жил, установили только в 2010 году. Чем знаменит воздушный ас - далее.

Общество 9 мая 2024, 12:15 4232
Незабытый герой

Его предлагали называть «бывшим героем», а мемориальную доску на доме в микрорайоне Загорск города Улан-Удэ, где жил Виктор Яшин, установили только в 2010 году. Чем знаменит воздушный ас Виктор Яшин — человек беспредельной храбрости и как печальные обстоятельства его ухода из жизни в послевоенное время едва не бросили тень на его военные подвиги?

Награды Героя СССР Виктора Яшина: два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красного Знамени, орден Ленина и медаль «Золотая звезда», медали «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией» 

Курсант аэроклуба 

Виктор Николаевич Яшин родился 29 января 1922 года в Хабаровске в семье рабочего. После школы в 1936 году вместе со всей семьей переехал в Подмосковье, в поселок Лосиноостровский (сейчас это район Москвы). Окончил ФЗУ Мытищенского машиностроительного завода, получил профессию токаря-универсала. Работал на предприятии, но мечтал о небе. Когда в Мытищах открылся аэроклуб, одним из первых в 16 лет подал документы. Освоил пилотскую программу на «отлично» и стал пилотом Осоавиахима, или общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. 

Добавим, что мытищенский аэроклуб также окончил Герой Советского Союза, летчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы в Улан-Удэ, штурман истребительного авиационного полка советско-японской войны, летчик-испытатель Юрий Гарнаев. Его именем в столице Бурятии названа улица в Загорске. 

Во время призыва в Красную Армию Яшин как выпускник аэроклуба был направлен в Качинскую военную авиационную школу летчиков, которую он окончил в 1940 году. Два года он проработает в школе летчиком-инструктором, а затем двадцатилетним юношей отправится на фронт. 

Летчик — истребитель 

На счету Виктора Яшина 26 сбитых немецких самолетов, из них пять самолётов-разведчиков «Фокке Вульф». Последнее является рекордом среди советских летчиков. Для сравнения — самый результативный ас Великой Отечественной войны Иван Кожедуб сбил 64 самолёта 

Был летчиком, командиром звена, командиром эскадрильи. Летал на  ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9. Сражался на Сталинградском, Калининском, Центральном и Белорусском фронтах и вместе с Красной Армией дошел до Берлина. В марте 1944 года командующий 1-м Белорусским фронтом, генерал армии Константин Рокоссовский присвоил Виктору Яшину воинское звание капитана. 

О подвигах Виктора Яшина можно узнать из наградных листов, опубликованных на сайте «Память народа». На Центральном фронте в качестве летчика-охотника шесть раз летал за линию фронта на поиск воздушного противника и разведчика наземных войск. Несмотря на интенсивный огонь противника, разведку производил на малых высотах, доставляя сведения о местах скопления автомашин, движении по дорогам, местах расположения зенитных средств противника. В мае 43-го года вышел на перехват противника, умело отразил атаку истребителей, прорвался к бомбардировщикам и атакой в упор сбил «Юнкерс-87». В июне того же года вел воздушный бой в составе четырех экипажей против двенадцати немецких истребителей и сбил один из них атакой сверху с короткой дистанции. 

В 44-м году, когда начались операции 1-го Белорусского фронта по освобождению Белоруссии и Польши, Яшин выполняет особо ответственные задания командования. Он летает в разведку, сопровождает самолеты-штурмовики. По его инициативе на аэродроме Ванилевичи была организована ночная засада против самолётов противника. Один немецкий самолет был подбит капитаном Яшиным и лейтенантом Глазовым, после чего попытки воздушной разведки прекратились. 

К концу войны отважный лётчик совершил 246 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, сбил 26 вражеских самолётов лично и один - в паре. На его счету пять разведчиков-корректировщиков «Фокке Вульф FW 189», известных как «Летающий глаз», или «Рама». Это, скорее всего, является рекордом среди советских лётчиков. Дело в том, что благодаря особой конструкции «Фокке Вульфы» выдерживали значительное количество попаданий и даже в случае выхода их строя одного мотора могли продолжать полет на втором.

Все это позволяет отнести Виктора Яшина к самым результативным летчикам Великой Отечественной войны. Для сравнения — больше всего самолетов за Великую Отечественную войну сбил трижды Герой СССР Иван Кожедуб, их было 64. 

В документах можно найти высокие характеристики Виктора Яшина: «Хорошо подготовленный летчик-истребитель. В воздушный бой с противником вступает с рвением и желанием, воздушные бои проводит умело и тактически грамотно». Яшина называют лучшим летчиком, требовательным к себе и к подчиненным, который постоянно совершенствует свое мастерство и обучает новый состав бить врага. Отмечают его подвиги, отвагу и геройство. 

Но не всё было гладко. В наградном листе к ордену Красного Знамени упоминается о том, что командир эскадрильи Виктор Яшин «ранее задерживался в представлении к правительственной награде из-за недостаточной дисциплины в эскадрилье и личных участий в пьянках». Впрочем, тут же руководство отмечает, что в настоящее время ситуация с дисциплиной выправилась и проблем с алкоголем больше нет, а эскадрильей Яшин руководит умело. 

Звание Героя Советского Союза бесстрашный летчик-истребитель Виктор Яшин получил 27 августа 1944 года. Ему было на тот момент всего 22 года. Свой последний боевой вылет Виктор Яшин совершил в небе над Берлином 1 мая 1945 года, уничтожив два фашистских самолёта. 

Послевоенная служба. Улан-Удэ 

После войны Виктор Яшин окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы в Липецке, в 1949 году ушел в запас в звании майора. Служил летчиком-испытателем в Москве, в городе Жуковском Московской области, в Ростове-на-Дону. В 1952 году переехал в Улан-Удэ. На местном авиазаводе он испытывал МиГ-15 УТИ. Это был учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе первого советского серийного реактивного истребителя МиГ-15. «Пятнадцатый» также стал первым цельнометаллическим самолётом, освоенным Улан-Удэнским авиазаводом. МиГ 15-УТИ выпускался в Улан-Удэ до 1995 года, всего завод выпустил 1117 таких машин. 

В Улан-Удэ Виктор Яшин приехал с супругой — фронтовичкой, радисткой Валентиной. Они вместе воевали, вместе встретили Победу в Берлине. После войны поженились, один за другим у супругов родились двое детей — мальчик и девочка. Как пишет краевед Нэлли Коробенкова, на заводе Яшин сразу приобрел друзей и большой авторитет, поскольку был летчиком от бога и прекрасно знал матчасть. К его мнению прислушивались сборщики, конструкторы, технологи. 

Трагическая смерть 

Виктор Николаевич Яшин покончил жизнь самоубийством в Улан-Удэ вскоре после переезда в возрасте 30 лет. Как говорится в официальных источниках, «не смог адаптироваться к мирной жизни». Свет на удручающие обстоятельства и страшный выбор проливает заведующая музейным отделом УУАЗ Т. Тетелютина в заводской газете «Полёт». Она цитирует заявление жены героя министру гособеспечения РСФСР, написанное через полтора месяца после смерти Яшина. Вдова ходатайствует о назначении пенсии детям: «Мой муж умер 29 сентября 1952 года в Улан-Удэ. Он был летчиком-испытателем, Героем Советского Союза, членом партии с 1943 года. В феврале этого года он был послан работать в Улан-Удэ первым лётчиком. Его поставили вторым пилотом, дали комнату 14 квадратных метров, северную, сырую. Дети болели коклюшем, мебели у нас не было, мы с ним спали на полу. А он нигде ничего для себя не просил. На работе у него не было удовлетворения. И дома не было уюта. Приходил с высотных полётов и отдыхал на полу. У него был нервный срыв. Его отстранили от полетов. Пять месяцев зарплату не выдавали». 

Также в газете приводится последняя запись в сведениях о работе Яшина: «30 августа 1952 года уволен как не соответствующий назначению». Сложно даже представить, каким ударом все происходящее стало для прославленного летчика, влюбленного в небо и самолёты, мужественно защищавшего свою страну. 

Виктора Николаевича Яшина похоронили на кладбище в Загорске и как будто позабыли о нем на долгие годы. Только в 2008 году его именем назвали улицу в микрорайоне Восточном, а в 2010 году на доме № 1 по улице Столичной установили мемориальную доску. Мемориальная доска есть и на одном из цехов УУАЗ. В 2020 году могилу Яшина включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Также именем героя названы улица и школа в Хабаровске. 

Память и справедливость всё же восторжествовали.

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
20 мая