Почему происходят конфликты между учителями и учениками? Только с начала этого года в трех школах Бурятии педагоги применили силу к детям.

Общество 14 апреля 2024, 16:37 20622
Почему происходят конфликты между учителями и учениками?
фото: архив Ариг Ус

С начала года в Бурятии зафиксировали три случая применения силы учителями к школьникам. Так, Улан-Удэ в январе учитель физкультуры после урока несколько раз ударил школьника. В конце февраля в Северо-Байкальском районе тоже физрук травмировал 15-летнего подростка, а в Баунтовском районе педагог ударил пятиклассника. Подобные случаи происходят каждый год, но, по данным прокуратуры республики, ни один конфликт ни в 2022, ни 2023 году до суда не дошел.

Обучение, как и воспитание, это длительный, объемный и трудоемкий процесс. Он практически невозможен без обмена мнениями, обсуждения и конфронтации между его сторонами. Участниками образовательного процесса являются учителя, дети и их родители. Так в какой момент ситуация становится настолько неразрешимой, что выходом для нее становится рукоприкладство? О причинах насилия, виноватых и последствиях мы поговорили с детским практикующим психологом с 15-летним опытом, психологом-экспертом Клавдией Ермаковой, работающей в таких направлениях, как нейропсихология, дошкольная психология, практическая психология и судебная психология.

Причины конфликтов

Широкая общественность, как правило, узнает о конфликтах учителей и учеников, когда ситуация обострилась настолько, что вышла из-под контроля. Последняя практика показывает, что чаще всего в интернете или мессенджерах появляются видео, которые доказывают рукоприкладство со стороны педагога или неоднозначное поведение ребенка.

По мнению психолога, правых и виноватых в таких конфликтах нет. Изначально отношения между педагогом и ребенком не могут быть на равных, ведь они находятся на разных ступенях наставника и ученика, взрослого и младшего. При этом каждый из них по-своему уязвим.

Ребенка могут обижать одноклассники, тогда из-за буллинга (в переводе с англ. травля, запугивание) он срывается на учителе. Также именно в школе подростки  переживают один из самых сложных моментов в своей жизни – становление личности. Поиск себя и социальная адаптация давят на неокрепшую психику. Весь набранный негатив находит выход именно на педагоге, дети могут провоцировать, игнорировать его просьбы. Так, в апреле прошлого года ученик одной из школ Заиграевского района накричал на учителя биологии из-за отобранного планшета. Гаджет забрали, когда школьник слишком увлекся им прямо на уроке и перестал реагировать на вопросы.

В то же время педагог находится один с целым классом. Из-за большого количества учеников он не может найти подход к каждому, уделить достаточно времени всем и вынужден давать материал без учета особенностей отдельных детей. Подростки воспринимают информацию с учетом их индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Некоторые ребята не могут сконцентрироваться на обучении, отвлекаются и получают замечания.

В каждом таком случае есть риск, что даже самые обычные слова заденут подростка и у него появится негативная реакция. Например, в феврале 2022 года учитель географии ударила девятиклассника. Перед этим мальчик с начала урока вел себя вызывающе, игнорировал замечания и дерзил. Когда его попросили выйти из класса, ситуация накалилась и произошло рукоприкладство.

- Если ученик провоцирует учителя, мы принимаем сторону учителя. Нередки ситуации, когда все происходит с точностью наоборот. Это раньше авторитет учителя был непререкаем и не допускались жалобы. Сейчас абсолютно другое время. И дети, и учителя другие.

Слышать друг друга

Вспышки агрессии происходят в начале учебного года, когда молодой специалист только пришел, и в конце учебного года, когда учитель срывается. Болезненная для школ ситуация - общение педагога с детьми на повышенных тонах. Дети в ответ не могут ничего сказать. Это создает напряжение в классе.

Корень проблемы лежит в современном обществе. Психолог объяснила, что всеобщая зацикленность на себе, нарциссизм мешают участникам образовательного процесса слышать и уважать друг друга.

- Учитель к ученику должен относиться как к личности. Ребенок может не понимать предмет, может не быть гениальным. Но ведь есть талантливые дети, не успевающие по школьным предметам, но добившиеся многого в жизни. Есть «отличники», медалисты, призеры олимпиад, неприятно удивившие всех. Как это могло получиться? Никто не знает.

В свою очередь, родителям следует понимать, что их отношение формирует восприятие педагога у ребенка. Если взрослые пренебрежительно отзываются, обсуждают педагога, допускают оценивание его работы, то школьник ставит под сомнение роль учителя, в том числе и в классе. На фоне переходного возраста это может вылиться в агрессию или бунт, а не просто в несерьезное отношение к учебе.

- Везде должна соблюдаться этика. Ребенок должен знать, что учитель – это тоже человек с личной жизнью, а не робот и он может ошибаться. В то время как учитель должен понимать, что владеет знаниями для обучения ученика и ему нужно помочь их усвоить и раскрыться. Тогда конфликтов не будет.

Дошло до рукоприкладства

Но все же конфликты в школах происходят. Как подтверждение в интернете можно увидеть сотни таких видеозаписей. Их всех объединяет одно - это всегда обострение ситуации. Полную картину они не отображают никогда.

- Возможно, перед этим учитель делал замечания, а ученик огрызался, могла быть нецензурная брань, передвижения во время урока. Или наоборот, когда учитель подавлял, притеснял ребенка на протяжении длительного времени. Вспышка, и он пошел в бой.

Психолог отмечает, что у педагога за плечами годы педуниверситета, где изучают не только учебный предмет, но и возрастную психологию, педагогику, теорию и методику преподавания. Поэтому если он применил физическую силу к ребенку, то фактически расписался в своей беспомощности.

В жизни учителя ведут 36  -40 часов в неделю, после заполняют журналы, пишут отчеты. Из-за небольшой зарплаты они дополнительно берут классное руководство. При этом есть еще личная жизнь и семья. Когда все накладывается, они выгорают. По статистике, в первые пять лет из профессии уходит до 50% молодых специалистов. Это подтверждают данные минобранауки республики, согласно которым в прошлом году не хватало около 600 учителей. По мнению эксперта, нехватку кадров и проблему с выгоранием могло бы решить повышение зарплаты и умеренная часовая нагрузка. Достойный доход может стать поводом для возвращения в профессию многих талантливых педагогов, которые сейчас заняты в иных сферах.

Последствия

Границы дозволенного в школе указаны в Законе «Об образовании в Российской Федерации»,  а также локальных нормативных актах и договоре об образовании. За испорченные вещи стороны могут требовать возмещения ущерба, а за физические и нравственные страдания - компенсацию. Это применяется как к учителям, так и к ученикам, когда ситуация выходит из-под контроля.

Решением случившихся школьных конфликтов занимается служба школьной медиации. Не принимая ничью сторону, специалисты ищут точки соприкосновения, чтобы учитель и ученик могли существовать до выпуска из учебного заведения. У сторон всегда есть свой взгляд на ситуацию и требования, но большую часть инцидентов удается уладить путем переговоров.

Восстановить обстоятельства произошедшего помогают видеозаписи. И хоть многие школы оснащены видеонаблюдением, но чаще всего это кадры с телефонов одноклассников, пользоваться которыми во время уроков запрещено.

- Школа является общественным местом. Все, что происходит вне урока, является доступным общественности. Но то, что происходит во время него, закрыто, потому что это частная жизнь учителя и ученика. Видео- и фотосъемку нельзя вести без разрешения родителей или ученика, достигшего определенного возраста.

Поэтому психолог-эксперт считает, что важно писать видео в школах со звуком, а записи хранить до востребования. Сейчас кадры доступны в течение 360 часов, а затем они затираются новыми файлами.

- Главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику, а сохранить доверие учителя и ученика, показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возник конфликт, именно учитель задает модель поведения и доброжелательного общения. Именно с учителя дети будут брать пример.

Учителю ни в коем случае не нужно делать поспешные выводы, оценивать личность ученика и озвучивать их в присутствии класса. Отвечать агрессией на агрессию ученика тоже не следует. Покажите ученику, что вы его слышите. Ребенку, сколько бы ему не было лет, важно признание его эмоций. Чаще для того, чтобы погасить агрессию, достаточно решить проблему с учеником и вернуть взаимоотношения учителя и ученика, сказать: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если ученик срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его тревожат. Доверительный разговор с учеником, с родителями ученика, классным руководителем, поход ученика к психологу, решит эту проблему и не даст ситуации усложниться.

Однако случаи, когда стороны не могут прийти к соглашению, к сожалению, тоже бывают. В этой ситуации зачастую родителям приходится менять школу или форму обучения ребенку. Нередко и педагоги навсегда уходят из профессии. Может быть, отчасти поэтому в минобрнауки республики предложили привлекать к административной и уголовной ответственности за оскорбление учителей. Педагогов планируют приравнять к правоохранителям. Вопрос на днях подняли на большом совещании в Народном Хурале. К чему в итоге пришли, узнаем совсем скоро.

30 апреля